Поділитись
Система вентиляції у супермаркетах
Содержание:
- Вентиляция магазина. Нормы и стандарты для систем вентиляции торговых предприятий
- Виды вентиляционных систем для супермаркетов и магазинов
- Установка вентиляции в супермаркетах
- Выводы
Вентиляция магазина. Нормы и стандарты для систем вентиляции торговых предприятий
Требования к системам вентиляции торговых предприятий изложены в ДБН В.2.2-23:2009 «Будинки і споруди. Підприємства торгівлі», а также в СНиП по вентиляции в магазинах 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование (Опалення, вентиляція та кондиціонування)».
Так, для разных типов предприятий розничной торговли приведены нормативные требования по температуре воздуха и воздухообмену для торговых залов:
Соответствующие данные прописаны и для вспомогательных помещений магазинов.
Духота, конденсат на витринах или окнах, свидетельствуют о недостаточной вентиляции и ведут к развитию коррозии и нарушению санитарных норм хранения любой продукции, пищевых продуктов и их порче. Неправильно спроектированная вентиляция, без учета всех факторов, включая теплоизлучения от работающего оборудования и людей, может повлечь существенные убытки для бизнеса. Потому при организации вентиляции магазина или супермаркета требуется профессиональный расчет и соблюдение основных нормативных требований. Рассмотрим некоторые из них.
Общие требования по организации систем вентиляции магазинов и супермаркетов
- Системы вентиляции торговых предприятий рассчитываются с учетом площади помещений и предполагаемого количества посетителей. Причем в магазинах, торгующих аудио- видеоаппаратурой, бытовой техникой, ювелирными изделиями, спорттоварами, книгами, мебелью или оргтехникой, на одного посетителя должно приходиться до 6 м2 площади зала, в магазинах другого профиля — до 5 м2.
- Системы приточно-вытяжной вентиляции обязаны обеспечить расход подаваемого и вытяжного воздуха в одинаковом объеме. По санитарно-гигиеническим требованиям температура, относительная влажность, скорость движения воздуха и кратность воздухообмена, должны соответствовать расчетным показателям, концентрация химических примесей — быть ниже гранично-допустимого уровня для атмосферного воздуха.
- Если зимняя температура воздуха понижается до -15 градусов, на входе в магазины площадью более 150м2, в тамбурах супермаркетов, должны устанавливаться воздушно-тепловые завесы для отсечения наружного холода, защиты помещения от пыли и сокращения теплопотерь здания.
- Если магазины пристроены или встроены в здания другого назначения, для них проектируется независимая от основного здания система вентиляции.
- В торговых центрах, где торгуют как продовольственными, так и промышленными товарами, системы вентиляции проектируются отдельно для различных залов или блоков ТЦ с учетом вида продаваемых товаров.
- Складские помещения и кладовые должны иметь свою вытяжную систему вентиляции. Рециркуляция воздуха не допускается в залах, где продается бытовая химия.
- Если магазины расположены в подземных этажах зданий или под землей для них организовывается приточно-вытяжная вентиляция с обязательным расчетным воздухообменом, с подачей не менее 30 м3/час на каждого покупателя и 60 м3/час на каждого работника супермаркета.
Виды вентиляционных систем для супермаркетов и магазинов
Согласно требований энергосбережения и ДСТУ Б EN 13779 для предприятий торговли разрешается проектировать и внедрять только энергоэффективные системы с утилизацией тепла вытяжного воздуха, с использованием рециркуляции внутреннего воздуха, с применением современных систем воздухообработки.
Для увеличения эффективности систем вентиляции рекомендуется устанавливать:
- включаемые при необходимости системы принудительной (механической) приточной и/или вытяжной вентиляции, учитывающие снижение необходимого расхода воздуха ночью, посменный или недельный график работы. Такие системы регулировать воздухообмен в зависимости от концентрации CO2, уровня влажности или количества покупателей в магазине.
- отдельные приточно-вытяжные установки (ПВУ) устанавливаться на отдельные минимаркеты или бутики (до 200 м2).
- приточно-вытяжные системы вентиляции с рекуперацией тепла уходящего воздуха, с подогревом и охлаждением воздуха поддачи - на магазины с площадью до 400 м2;
- центральные системы воздухообработки - на блоки торговых помещений, на этаж, или централизовано - на все здание супермаркета (400 -2499 м2) или гипермаркета (более 2500 м2). Для экономии теплопотерь здания утилизация тепла вытяжного воздуха обязательна.
Таким образом, вентиляция в маленьком магазине обеспечиваться компактной и экономной приточно-вытяжной установкой, установленной скрыто в потолочных конструкциях или в подсобке. Можно организовать приточную или вытяжную вентиляцию, при этом обеспечить нужный воздухообмен.
Приточно-вытяжная установка может иметь функцию подогрева наружного воздуха. Для охлаждения помещения летом потребуется сплит-система кондиционирования с настенной или канальной установкой.
Охладить воздух в магазинах до 400 м2 летом помогут независимые сплит-систем или мультизональная система кондиционирования.
Если вентиляция нужна для магазина, находящегося в пристройке жилого дома или в цокольном помещении, особенно важно соблюдение норм по уровню шума, чтобы вентиляционная система не мешала отдыху жильцов дома.
А для универмага, супермаркета или гипермаркета рассчитываются и проектируются современные энергоэффективные комплексы обработки воздуха, с подогревом и охлаждением воздуха, с его очисткой и многоступенчатой фильтрацией, с регулируемыми подачей и вытяжкой для всех торговых и служебных зон. Вентиляция связана с другими инженерными системами - отопления и кондиционирования здания. Это могут быть комплексные решения на основе центральных кондиционеров, руфтопов, чиллеров, MRV-VRF систем или мультизональных систем кондиционирования.
Такие системы обеспечивают регулирование параметров микроклимата и воздушного обмена в каждой зоне и на каждом этаже отдельно.
Установка вентиляции в супермаркетах
Мы познакомились, какими должны проектироваться системы вентиляции в залах супермаркетов, минимаркетов или небольших торговых точек. Разберем особенности реализации таких систем обработки воздуха для разных типов супермаркетов.
{callback: 1} В крупных супермаркетах применяется централизованная система подачи/удаления, кондиционирования, очистки и нагрева воздуха.
Система вентиляции должна обеспечивать подачу и удаление отработанного воздуха из всех помещений супермаркета, в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных особенностей строения, где размещается торговый центр или супермаркет. Рассчитывается и регулируется отдельно воздухообмен в торговых залах, в складских зонах, служебно-бытовых помещениях, а также в технических блоках.
Система вентиляции должна обеспечивать подачу и удаление отработанного воздуха из всех помещений супермаркета, в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных особенностей строения, где размещается торговый центр или супермаркет. Рассчитывается и регулируется отдельно воздухообмен в торговых залах, в складских зонах, служебно-бытовых помещениях, а также в технических блоках.
Для магазинов, где продаются товары промышленного назначения, продукты, одежда, стройматериалы или бытовая химия, имеются свои специфические требования к системе вентиляции.
Подача свежего воздуха в помещении торгового зала осуществляется сверху, в зоны, где находятся посетители. Удаление отработанного воздуха осуществляется с периферийных верхних зон помещения.
Продуктовые магазины и супермаркеты оснащаются вентиляцией с контролем влажности, температуры и чистоты воздушной среды. Воздух из подсобных помещений не должен попадать в торговый зал, из зоны кулинарии и зоны выпечки в отдельные вытяжные системы для отвода перегретого и загрязненного воздуха.
Выводы
Проектирование и расчет вентиляционных систем нужно доверять только высококвалифицированным специалистам, с лицензией на выполнение таких работ. Проектное подразделение Ventbazar имеет значительный опыт проектирования и внедрения вентсистем для торговых предприятий любого уровня.
Для проектирования вентиляции супермаркета или магазина понадобятся следующие исходные данные:
- характеристики здания и заложенных в конструкцию материалов,
- планировка помещений,
- этажность,
- ориентация строения по отношению к солнцу,
- информация о продаваемой продукции и устанавливаемом оборудовании,
- возможных теплопоступлениях от оборудования,
- данные о количестве предполагаемых посетителей,
- о режиме работы и посещаемости,
- дизайнерские требования к оформлению магазина.
Чому ми?
9 років досвіду в сфері ОВіК
Працюємо на принципах «win-win»
Регулярно проходимо тренінги і вкладаємо отриманий досвід у кожен проект
З нами вибір обладнання – зручний, вигідний, швидкий
Більш 400 реалізованих об'єктів
Ми створюємо мікроклімат, який подобається людям
Сертифікати і ліцензії
Міста в яких ми працюємо
- Київ
- Вінниця
- Кіровоград
- Львів
- Харків
- Полтава
- Сумми
- Дніпропетровськ
- Івано-Франківськ
- Запоріжжя
- Миколаїв
- Одеса
- Чернігів
- Чернівці
- Житомир
- Тернопіль
- Луцьк
- Рівно
- Хмельницький
- Мукачево
- Ужгород
У вас залишились запитання?
Замовте безкоштовно: консультацію, проектне рішення, розрахунок вартості
Надіслати
Вам була корисна ця стаття?
Так
Ні