Какой автомобилист захочет оставлять машину на улице в дождь или в снег! Задача застройщиков – обустроить паркинг: с вентиляцией с необходимой производительностью и с контролем температурно-влажностного режима.
Хранение и эксплуатация автомобилей сопряжены с загрязнением воздуха и пожарной опасностью. Вентиляция паркингов – это составляющая инженерного оснащения подземных автостоянок, которые находятся под городскими объектами. Как самому хотя бы процентов на 60 разобраться в вопросе вентиляции подземного гаража, - информация в этой статье.
Задачи систем вентиляции и отопления паркингов:
- обеспечить необходимый воздухообмен;
- гарантировать удаление/разбавление до безопасного уровня концентраций вредных примесей в воздухе;
- поддерживать нужные уровень температуры и влажности для хранения автомобилей;
- обеспечить соблюдение экологических норм;
- предупредить, а также исключить пожароопасные ситуации.
Нормы вентиляции паркинга
Проектное задание на строительство подземной стоянки должно учитывать требования Государственных строительных норм (ДБН) в области градостроения и архитектуры.
Согласно последним изменениям 2018 года в ДБН Б.2.2-12: 2018 «Планировка и застройка территорий», в центральных и исторических частях городов в дальнейшем разрешается проектировать только подземные парковки. Это улучшит экологическую ситуацию, устранит опасность для пешеходов, снимет автозагруженность центральных улиц города.
Согласно последним изменениям 2018 года в ДБН В.2.3-15: 2007 «Сооружения транспорта. Автостоянки и гаражи для легковых автомобилей» разрешается проектировать паркинги под строениями общепита, спорткомплексами, культурными или лечебными учреждениями (кроме лечебных корпусов с палатами для пациентов). Помещения подземной парковки отделяются перекрытиями REI 180, технические и вспомогательные блоки перечисленных строений изолируются от паркинга сплошной противопожарной стеной I типа. Автостоянки подземного планирования обязаны иметь независимые инженерные коммуникации и отдельный план эвакуации.
Еще допускается обустройство подземных стоянок под жилыми домами, при наличии противопожарного перекрытия с классом огнестойкости REI 180 и соблюдении норм звуко- и теплоизоляции, а также запрещающих передачу вибрации на жилые помещения мер. Требования к инженерным системам таких автостоянок излагаются в последних изменениях от 2018 года к ДБН В.2.3-15: 2007.
Главные требования по строительству, в том числе и по вентиляции, для гаражей и автостоянок для легковых автомобилей описаны в ДБН В.2.3-15: 2007, а также в изменениях от 2018 года к этим государственным нормам.
Системы отопления, вентиляции и противодымной защиты проектируются с учетом требований ДБН В.2.3-15: 2007, ДБН В.2.5-24, СНиП 2.04.05 и ВНТП-СГіП-46-16.
Система противодымной защиты, включающая вентиляторы, дымоулавливающие устройства, шахты, воздуховоды и клапаны, проектируватся согласно СНиП 2.04.05.
Пожарная сигнализация и системы автоматического пожаротушения проектируются согласно ДБН В.2.5-13, ДБН В.1.1-7, НАПБ 01.038 и НАПБ Б.06.004.
Расчеты системы приточно-вытяжной вентиляции основаны на цифрах, отображающих количество одновременно двигающихся по стоянке автомобилей. В момент насыщенного передвижения транспорта система вентиляции должна справляться с удалением угарных газов (CO), двуокиси азота, а также горючих смесей метана, пропана или испарений бензина или нефтепродуктов, точнее – с разбавлением количества загрязняющих веществ в воздухе до безопасных для здоровья людей допустимых концентраций.
Допустимая концентрация угарного газа – оксида углерода по ГОСТ 12.1.005 - 20 мг/м3.
нахождения человека вне дома на свежем воздухе. (400 ppm – норма концентрации CO2 для города);
⏩ 500 - 600 ppm: оптимальные и самые качественные условия для пребывания и работы в помещении, наиболее продуктивные и здоровые условия;
⏩ 600 - 1000 ppm: снижается производительность, концентрация внимания падает почти на 30%, требуются усилия для восприятия информации, появляются головные боли;
⏩ 1000 - 1500 ppm: появляется апатия и вялость, сильно снижается внимательность, трудно принимать решения, развивается хроническая усталость;
⏩ от 1500 ppm: появляется головная боль и другие недомогания, нет желания работать или мыслить, возможны хронические заболевания носоглотки.
Как бороться с недопустимым уровнем углекислого газа в помещениях
{callback:1 }
При расчете систем вентиляции ориентировочно принимается, что часть машин, заезжающих или уезжающих с подземной стоянки торгового центра, составляет до 5% от общего количества машиномест, на которое рассчитана парковка.
Для скрытого паркинга концертного зала или стадиона количество передвигающихся автомобилей может достигать 20 %, а для многоэтажного дома – до 3%.
Учитывается также длина пути автомобиля, разница в количестве вредных загрязнений, выделяемых автомобилями в разное время года. В некоторых источниках принимают расход воздуха, подаваемый из расчета на один автомобиль, составляет 150 - 200 м
3/ч.
Приточно-вытяжная вентиляция автомобильных автостоянок: основы проектирования систем вентиляции
Вентиляция подземных автостоянок проектируется согласно заданию на проектирование, государственных норм и стандартов. На проектном этапе учитывается:
- количество уровней (этажей) паркинга;
- предполагаемое количество паркомест;
- режим эксплуатации паркинга;
- условия для подключения к инженерным сетям города.
На закрытых стоянках должна быть механическая приточно-вытяжная вентиляция. С ее помощью концентрация загрязняющих веществ уменьшится до нормативно граничных пределов, оговоренных в ГОСТ 12.1.005. О правилах подбора приточно-вытяжной установки написано в
этой статье.
Согласно НАПБ Б.07.005 по требованиям к вентиляции, обогреву, водоснабжению и канализации, подземные паркинги относят к помещениям категории взрыво- и пожароопасности В. В зависимости от показателей огнестойкости действуют ограничения по площади секций и количеству этажей поземных парковок.
Степень огнестойкости Допустимое количество Площадь секции
этажей гаража в границах противопожарного отсека, м2
I, II 1-2 3000
I 3-5 2600
Строительные стандарты вентиляции подземных паркингов
Система вентиляции и система противодымной защиты, как и воздушный обогрев для каждого этажа подземной парковки, обустраиваются отдельно.
Если парковка отапливается, в холодное время года температура там не должна быть ниже +5°C. Для энергосбережения на въезде могут устанавливаться воздушные тепловые завесы.
Часть работы по воздушному обогреву автостоянки может осуществляться и с помощью системы приточно-вытяжной вентиляции, которая для сокращения энергозатрат ночью может работать в режиме рекуперации тепла.
Для контроля состава воздуха в помещениях подземных паркингов, где круглосуточно присутствует обслуживающий персонал, могут устанавливаться датчики и сигнальные устройства, контролирующие концентрацию CO
2.
По сигналу датчиков система приточно-вытяжной вентиляции автоматически включается, или переключается на усиленный режим работы.
Воздуховоды делают из стали. Они не прокладываются через другой этаж. Если воздуховод проложен через соседнюю секцию, материал стенок воздуховода должен соответствовать классу огнестойкости не менее чем EI 45. Металлические воздуховоды должны иметь защитное огнестойкое покрытие и изолироваться строительными конструкциями с пределом огнестойкости выше EI 45.
Норма ДБН В.2.3-15: удаление загрязненного воздуха из подземного паркинга осуществляется равномерно как из нижней, так и из верхней зон помещений.
Количество удаляемого с помещений подземной парковки воздуха должно превышать объем воздуха притока на 20%.
Вытяжные шахты систем вентиляции и дымоудаления подземного паркинга строятся из огнестойких материалов (EI 45). Они должны быть выше уровня самой высокой крыши близко находящегося строения не менее чем на 2 метра.
Если подземная парковка находится вне жилого квартала, шахта вытяжки предусматривается дальше, чем на 15 м от окон ближайшего жилья, учреждений, зон отдыха или придомовых игровых площадок, а высота вытяжной вентшахты должна быть не менее 3 м над уровнем земли.
В фильтрах или глушителях вентиляционных и отопительных систем не допускается применение горючих материалов.
В местах пересечения воздуховодами приточно-вытяжной вентиляции любых противопожарных преград должны быть установлены огнезадерживающие клапаны (ст. огнестойк. EI 60) с дистанционным, автоматическим и местным управлением.
Паркинги оснащаются системами противодымной вентиляции с вытяжными шахтами и принудительной вытяжкой. Одно дымоулавливающее устройство обслуживает до 900 м
2 площади подземного гаража.
Лестничные марши, тамбур-шлюзы, шахты лифтов должны соответствовать противопожарным требованиям (СНиП2.04-05) для систем вентиляции и удаления дыма.
Работа систем вентиляции и противодымной защиты контролируется автоматически по сигналу противопожарной сигнализации, или дистанционно по команде центрального пульта, или кнопками и механическими устройствами вручную, на въезде каждого этажа, на лестничных площадках парковки.
Выводы
Вентиляция подземной парковки, как и прочие инженерные коммуникации, должна проектироваться и монтироваться только лицензированными специалистами. Каждый такой проект имеет тонкости планировки и условия присоединения к городским коммуникациям.
Для безопасной и надежной работы подземного паркинга необходим как продуманный подход со стороны заказчика, так и профессиональный опыт проектной группы и монтажной организации для внедрения такого проекта.
Похожие статьи:
Вентиляция автомойки – такое же важное условие успешного бизнеса, как и эффективная очистка воды. От правильно организованной вентиляции зависит не только безопасная экплуатация оборудования и сохранность строения, но и главное – здоровье работающих там людей.
Вентиляция автомойки
40% грязи и бактерий попадают в помещения именно через систему вентиляции, если не проводить ее своевременную очистку. На этом фоне, мы решили провести анализ: знают ли люди, что систему нужно чистить?
Очистка и дезинфекция системы вентиляции